Николай Петрович Караченцов родился 27 октября в 1944 году в самой что ни на есть интеллигентной семье: папа трудился как художник-график в журнале «Огонек», а мама балетмейстером-постановщиком в Большом и других театрах, включая дружественные зарубежные. Да и жило семейство там, где и сейчас еще интеллигенты встречаются: на Чистых прудах. Впитав, как принято тогда было говорить, атмосферу творческой жизнедеятельности, Караченцов поступает в Школу-студию МХАТ, которую заканчивает в 1967 году с отличием. И вот тут вмешалась судьба: из-за ухода Эфроса из Театра имени Ленинского комсомола, там был мощнейший недобор актерского состава. И лучшие выпускники МХАТа отправляются туда, а не как обычно – в свой театр. Начинает играть Караченков еще у Эфроса, но потом наступает эра Марка Захарова. И хотя последний почти не снимал Николая Петровича в своих кинокартинах, отпечаток захаровского творческого метода хорошо заметен по тому, как складывается судьба будущего Народного артиста РСФСР. Тут и оглушительный успех в музыкальных театральных постановках, которые тогда некоторые, что посмелее, называли рок-операми, и увлечение степом, и разработка легкого жанра: знаменитый трюк главного режиссера Ленкома – доведение опереточного высказывания до философского надрыва.
Но судьба актера в кино развивается пока что по другому сценарию, тому, который был прописан судьбой для выпускника МХАТа. Он начинает сниматься еще в 1968 – в фильме «…И снова май!» (Его, кстати, там озвучивал другой артист – кто бы тогда мог себе представить, что скоро Караченцов станет практически официальным голосовым дублером самого Бельмондо!) Но важные роли приходят чуть позже. «Одиножды один» Геннадия Полоки по сценарию Виктора Мережко: на роль Перфилова претендовали Андрей Миронов и Владимир Высоцкий, но получил ее Николай Караченцов. Следом идет постановка вампиловской пьесы «Старший сын». В дуэте с Михаилом Боярским они дают мощнейшее драматургическое представление и главное тут то, что это абсолютно современные живые герои времени. Караченцов и становится героем – его снимают и снимают много. В целом такой кинокарьере можно только позавидовать: тут и «Шерлок Холмс» Масленникова, и «Солдаты свободы» Озерова, и «Батальоны просят огня» по Бондареву, и «Знатоки» (куда без них).
Мирант Киев по материалам: /www.kinonews.ru/news_...
|