Ответственность должны нести не только организаторы кардшаринга, но и конечные его пользователи
Лёгкий доступ к пиратскому контенту
По оценкам специалистов, кардшарингом в Украине пользуется уже около миллиона абонентов. Это не просто демпинг, это разрушение рынка платного телевидения, который бездействием будет полностью уничтожен.
Термин сardsharing произошёл от двух английских слов: card (карточка) и share (общий доступ). По сути, это использование официально приобретенной карты доступа практически неограниченным количеством абонентов.
Общеизвестный принцип просмотра платного телевидения таков: потребителю потребуется ресивер для получения и обработки телесигнала и карта доступа. На ресивер поступает закодированный сигнал телепрограммы, ключи находятся в оригинальной карте. Каждые 10 секунд ресивер берёт с потока и отправляет на карточку кодированное слово (cw), карта по определённому алгоритму его раскодирует (получаем dw) и отправляет обратно. Эта связка (cw-dw; в дальнейшем я буду использовать слово «ключ») подставляется в поток и открывает картинку. На 10 секунд.
Несмотря на технически сложный процесс получения сигнала программы, его обработки и выведения картинки на экран телеприемника, пираты довольно успешно обходят его. Например, покупается официально у дистрибьютора оборудование под пакет «Поверхность» с картой доступа. Ресивер подключается к спутнику и, выполняя роль сервера, передаёт по интернету ключ всем лицам, имеющим доступ к ресиверу. Этим пользователям, которые оплатили в кардшаринге доступ к данному пакету, карта доступа уже не нужна, поскольку их ресиверы получают каждые 10 секунд по интернету готовый ключ.
Для целей кардшаринга можно использовать специально переделанный ресивер с программным обеспечением Linux либо обойтись компьютером с программатором и установкой соответствующего программного обеспечения. Потребитель покупает и устанавливает у себя приспособленное под кардшаринг оборудование, подключается к интернету, заходит на один из специализирующихся на кардшаринге сайтов и заказывает тот или иной пакет.
При этом каждый пользователь подобных услуг, используя специально переделанное под кардшаринг оборудование, уплачивая абонплату за пакеты программ, размер которой более чем в десятки раз меньше официального, должен понимать: он использует без заключения договора с правообладателем программу организации вещания (объект смежных прав), которая для него не предназначена, используя при этом технические средства для обхода средств защиты телевизионного сигнала программы.
Кроме нарушения смежных прав организаций вещания и причинения правообладателям программ материальных убытков, кардшаринг имеет существенное негативное влияние на экономическую конкуренцию легально работающих компаний в сфере телерадиовещания. В первую очередь, кардшаринг отнимает абонентов практически у всех операторов платного (кабельного, спутникового и IP) телевидения, которые ретранслируют программы организаций вещания на основании лицензионных договоров, выплачивая роялти.
При подготовке статьи я задал в Google поиск сайтов по словам «
настройка шаринга». Зайдя на первый попавшийся сайт, с удивлением обнаружил предложение пакета «НТВ+HD» за 1,5 у.е. в месяц, пакет «НТВ+Russia+Ukraine+Поверхность» за 4,8 у.е. в месяц.
На следующем сайте пакет «НТВ+Россия, Украина, Триколор-ТВ, Кинодром, НТВ+HD» предлагается всего лишь за 4 у.е. в месяц.
Излишне будет говорить, что предлагаемый размер абонплаты за просмотр таких пакетов программ является символическим и провоцирует большой соблазн у потребителей воспользоваться данной услугой.
Наиболее точно постичь глубину философии кардшаринга можно зайдя на сайт crd.org.ua, специализирующийся на подобных услугах в Украине.
Процитирую дословно:
«Плата, предлагаемая за кардшаринг настолько минимальная, что могут его позволить себе практически все. И основной плюс - вместимость каналов в пакетах такая же, как и у официального представителя, и качество такое же отменное, только гораздо доступнее.
Кардшаринг не стоит воспринимать превратно, ведь мы не взламываем ничего. Весь принцип услуги кардшаринг заключается в раздаче с одной официально купленной карточки еще пару пользователям. Кардшаринг как таковой и расхищением не назовешь, скорее кардшаринг можно сравнить с принципом Робин Гуда или Сальваторе Джулиано, отбирать у богатых и раздавать людям, что и так им положено, за условную плату, вознаграждение. Подключите услугу кардшаринг прямо сейчас и Вы увидите новый мир, а главное доступный мир развлечений и зрелищности».
Весьма красочное, однако абсурдное в принципе сравнение с Робином Гудом не может служить оправданием элементарного воровства, требующего привлечения к уголовной ответственности и осуждения по всей строгости закона.
Сложность выявления правонарушителей и привлечения их к ответственности заключается в том, что сайты кардшаринга обезличены - нет ни адреса, ни офиса, ни телефонов, ни номеров счетов. Обратная связь осуществляется в режиме электронной почты.
Схема оплаты, как правило, построена на использовании системы Webmoney, где виртуальные деньги зачисляются на счёт электронного кошелька и в дальнейшем могут быть обналичены в разных странах. Установить конечного выгодополучателя (бенефициара) очень и очень сложно.
Однако замечу, что ничего невозможного в нашей жизни не бывает.
Виноваты обе стороны
В схеме кардшаринга два правонарушителя, одинаково заслуживающих наказания: непосредственно пират и рядовой потребитель пиратского просмотра программ.
Пунктом «е» ч. 1 ст. 50 Закона Украины «О защите авторского права и смежных прав» подобные действия прямо определены как нарушение смежных прав, а именно: «любые действия для сознательного обхода технических средств защиты авторского прав и/или смежных прав, в частности изготовление, распространение, ввоз с целью распространения и применения средств для такого обхода».
Совершение указанных выше действий влечёт уголовное наказание, предусмотренное ст. 176 Уголовного кодекса Украины, в случае причинения ущерба правообладателям в значительном размере.
Таким образом, ответственность должны нести не только организаторы кардшаринга, но и конечные его пользователи.
В этой связи показателен пример Италии и Франции, где запрещено не только продавать, но и покупать контрафактные товары. Франция была одной из первых стран, разработавших законодательную базу для борьбы с подделками. В 1994 году здесь был принят закон о защите интеллектуальной собственности, а в 2004 году начала работать норма, согласно которой изготовление, распространение и даже хранение поддельных торговых марок может наказываться тремя годами лишения свободы.
Весь мир тиражирует новости о наложении штрафа на европейского туриста в Италии, за покупку им на «толкучке» за 10 евро контрафактных очков торговой марки Prada. Пользователи кардшаринга, покупая право просмотра пакета программ НТВ+ за 1,5 доллара США, ничем не отличаются от вышеуказанного туриста.
К сожалению, в силу малочисленности законодательно-правовых инструментов для борьбы с подобным видом пиратства, правообладателям практически невозможно защитить свои права в рамках подачи иска в гражданском или хозяйственном процессе к правонарушителям.
Правоохранительные органы на местах в силу безразличия к явным правонарушениям в сфере интеллектуальной собственности, а иногда и в силу «прямой заинтересованности», не преследуют ни распространителей технического оборудования для кардшаринга, ни настройщиков, ни пользователей.
Несколько способов остановить кардшаринг
Наиболее эффективным методом правовой борьбы является взаимодействие крупных правообладателей со специальными подразделениями на уровне Министерства внутренних дел, СБУ и проведение точечных, хорошо проработанных операций, направленных на документирование всей цепочки кардшаринга - от конечных получателей денег, включая тех, кто осуществляет свою деятельность за границей, до сети рядовых пользователей.
Следует заметить, что в борьбе с пиратским кардшарингом незаслуженно оставляют без внимания законодательство, направленное на борьбу с отмыванием и противодействием легализации доходов, полученных преступным путём.
Так, 21 августа 2010 года в Украине вступил в силу Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». В соответствии с законом, доходы, полученные преступным путем - это любая экономическая выгода, полученная вследствие совершения любого деяния, являющегося преступлением, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы.
Исходя из этого, отмывание доходов, незаконно полученных от кардшаринга, в том числе через системы, подобные Webmoney, является противозаконным и влечёт предусмотренную уголовным кодексом Украины ответственность.
На данном направлении практически неограниченными полномочиями законом наделены органы государственного финансового мониторинга, в том числе Государственный комитет финансового мониторинга Украины, который имеет тесную связь с финансовыми разведками многих стран мира.
Особенно эффективным является налаженное сотрудничество в этой сфере с аналогичными органами других государств. Примером этому является систематическое проведение операций в ряде государств по задержанию организованных групп, занимающихся банковскими махинациями с использованием банковских карточек.
Кроме вышесказанного, предлагаю следующие методы:
1) выявление всей цепочки - от серверов, генерирующих ключи, и продавцов-посредников услуги до конечных потребителей - всеми участниками рынка платного телевидения всеми доступными средствами;
2) обращение правообладателей в соответствующие органы с требованиями о прекращении правонарушений;
3) в рамках проводимых следственных действий рекомендовать провайдерам интернета осуществлять мероприятия по прекращению распространения «ключей» с определённых адресов. В случае отказа провайдеров привлекать их к ответственности по вышеперечисленным статьям;
4) думаю, что провайдеры, которые думают о своём будущем, будут выполнять данные просьбы.
Не должны оставаться в стороне и производители систем условного доступа. Один из таких способов борьбы - частая смена контрольного ключа, используемого для дешифрования сигнала (раз в пять секунд). Хотя это добавит немало проблем с просмотром каналов у обычных легальных пользователей, имеющих оборудование предыдущего поколения.