Белорусы стали меньше интересоваться спутниковыми антеннами. Об этом свидетельствуют результаты республиканского опроса, который в конце прошлого года провел социологический центр «Зеркало-Инфо».
Сотрудники центра проводили анкетирование среди владельцев спутниковых антенн, а это 24% взрослого населения страны.
Выяснилось, что основная часть спутниковых антенн была установлена до 2007-2008 годов (60% респондентов), далее с каждым годом продажи «тарелок» постепенно снижались (19% установлено в 2009 году и 11% — в 2010-м).
Основными причинами покупки антенн в то время было желание получать более объективную информацию, принимать большее количеств телеканалов, смотреть передачи определенной направленности (о животных, спорте, кино и т.п.).
Так что же случилось со спутниковым телевидением и почему телезрители стали интересоваться им меньше? Это связано с достижениями кабельных операторов или стремительным развитием интернета?
В интервью Naviny.by медиаэксперт Алесь Антипенко назвал пять основных причин, приведших, по его мнению, к снижению интереса белорусов к спутниковым тарелкам.
Во-первых, по словам Антипенко, последние годы в Беларуси стремительно развивалось кабельное телевидение. Хотя оно и предлагает строго определенный набор каналов, все равно остается более удобным и является реальным конкурентом спутниковому ТВ, считает эксперт.
Во-вторых, отмечает он, на рынке телевизионных продуктов нет новых предложений. «Это могло привести к тому, что в Беларуси за эти годы выработались потребительские привычки, например, смотреть определенное количество развлекательных программ и определенное — информационных», — полагает Антипенко.
Третью причину уменьшения спроса на спутниковое ТВ он видит в том, что в последние годы у белорусов появилась возможность выезжать из страны и получать информацию непосредственно извне. «В то время, когда спутниковое телевидение только появилось, существовали определенные сложности с выездом из страны, в том числе и финансовые», — отмечает эксперт.
Кроме того, значительная часть белорусов, по его мнению, вовсе эмигрировала из информационного пространства. «Поскольку в обществе нет реального экономического и политического выбора, люди попросту перешли в разряд тех, кто интересуется либо развлекательными программами, либо художественными фильмами. Таких людей еще называют политическими пофигистами», — рассказал Антипенко.
И, наконец, в качестве пятой причины упадка интереса к спутниковому ТВ медиаэксперт видит широкое развитие интернета, который позволяет людям не только находить любую информацию, но и самим оценивать ее объективность.
Директор по маркетингу ОАО «Минские телевизионные информационные сети» (МТИС) Дмитрий Бущик считает, что на рынке спутникового телевидения в Беларуси произошло не снижение спроса, а его насыщение. «Все, кто хотел купить спутниковую антенну, уже сделали это», — говорит специалист.
По его словам, бесплатные спутниковые каналы, как правило, не привлекают абонентов, поскольку не особо зрелищны. А наиболее известные поставщики русскоязычных платных спутниковых пакетов попадают к белорусским зрителям с нарушениями международного законодательства об авторском праве. Как отмечает специалист, известные российские поставщики не могут заключать контракты с белорусскими гражданами и вещать на территории Беларуси, поскольку в большинстве случаев авторские права на транслируемые фильмы и телепередачи не приобретаются для распространения на территории нашего государства.
Тем не менее, существует широкая практика нелегального подключения к данным пакетам, когда карты доступа регистрируются в российских городах либо пользователи вовсе прибегают к услугам «пиратов», рассказал Дмитрий Бущик.
Специалист также отмечает, что не видит в белорусских кабельных сетях проблем с ассортиментом и разнообразием телепрограмм, включая информационные передачи.
«Если мы говорим о новостном формате, по моему мнению, все новости зависимые, как минимум — от позиции корреспондента, от политики канала, от настроений внутри редакции. В этой связи, например, интересен формат французского телеканала France 24, на котором ключевые события освещают сразу несколько корреспондентов, придерживающихся диаметральных взглядов. Но чтобы по-настоящему оценить такие подходы, нужно хотя бы на элементарном уровне владеть французским языком. А проблем с удовлетворением потребностей в информации у наших абонентов я не вижу», — рассказал Бущик.
Отвечая на вопрос, получают ли объективную информацию абоненты МТИС, Д.Бущик обратил внимание на тот факт, что их сеть обслуживает в столице около 80% квартир, при том что в городе работает «еще девять кабельных операторов». «Но при такой конкуренции, существовании спутникового телевидения, развитии интернета абоненты от нас не уходят, а значит, удовлетворены нашими услугами», — сказал специалист.
По его словам, за 20 лет существования сетка вещания провайдера выросла с трех каналов в советские времена до 43 в настоящее время.
По мнению Дмитрия Бущика, как бы ни развивался интернет, он все равно не сможет заменить традиционное телевидение, «так же, как кино не заменило театр».
«Среди моих знакомых есть люди, у которых нет телевизора и которые всю информацию получают через интернет. Но, к примеру, на российском рынке уже наблюдается обратная тенденция — люди возвращаются к телевидению, потому что технологии совершенствуются, выбор программ увеличивается», — отметил специалист.
Алесь Антипенко согласен с тем, что интернет не может окончательно заменить телевидение. «У каждого жанра есть свои сильные и слабые стороны. Да, мы можем смотреть видео через интернет, но ритуал просмотра телевидения иной», — отмечает он.
Но с развитием интернета, по его словам, появились некоторые преференции в получении информации. «Например, раньше я два часа слушал Радио Свобода, а теперь все радийные новости могу узнать в интернете за 10 минут. Люди получают информацию через те каналы, которыми им удобнее пользоваться», — отметил медиаэксперт.
Однако интернет развивается в Беларуси не так стремительно, чтобы представлять угрозу телевидению. Согласно другому опросу «Зеркало-Инфо», ежедневно телевизор смотрят 84% белорусов, в то время как интернетом пользуются лишь 24%. Никогда не пользуются интернетом 34% наших соотечественников, не смотрят телевизор — всего 1%.