В этом году выставка NAB свидетельствовала об оттепели как в мировой экономике в целом, так и в индустрии телевещания в частности. Помимо того, что павильоны были переполнены, на стендах можно было увидеть массу новых разработок, явно ощущалась новая тенденция в индустрии. Тенденция, о которой все давно говорят – 3D.
Практически каждый производитель стремился подчеркнуть 3D возможности своего оборудования, и на на многих стендах эти возможности можно было увидеть воочию: и трехмерный футбол, и летающие метеориты, и насекомые, шагающие за плоскость экрана... Многие посетители выставки даже вернулись домой с 3-D очками, которые раздавались некоторыми производителями желающим.
На сегодняшний день для многих граждан нашей страны 3D – это прежде всего (и только) 3D залы в кинотеатрах где, надев смешные очки, можно посмотреть объемное кино и очутиться в виртуальном мире. Для посетителей и участников выставки -- это возможности и перспективы, которые открываются перед современной кино- и теле индустрией, но это настоящее и будущее. Если заглянуть в прошлое, в историю этого самого 3D, то окажется, что трехмерные изображения, или как мы привыкли их называть – 3D, на самом деле просуществовали малюсенькой нишей в кино индустрии уже ни много ни мало, более 120 лет. Но такие фильмы были невероятно дорогими в производстве, а зрителям приходилось надевать специальные очки, чтобы увидеть эффект, поэтому технология развивалась рывками. Особенно популярными 3D фильмы были в 1950е годы в американских кинотеатрах, а в 80х и 90х появлялись по всему миру и в основном демонстрировались на больших экранах IMAX. Было создано несколько картин, однако успеху технологии мешали недостатки оборудования для просмотра. 3D видео восходит корнями к стереоскопическому фото – фототехнологии, используемой для съемки объекта с двух перспектив для создания “глубины”.
Через десять лет после запуска технологии HD, телеиндустрии необходимо было создать что-то новое и следующей тенденцией стало 3D-HDTV. Развитию идеи способствовал беспрецедентный успех фильма “Аватар” в 2009 году. На сегодняшний день продажи кинематографического HD контента падают и многие фильмы выходят в 3D.
Пока не ясно, с какой скоростью эта тенденция будет развиваться на рынке, поскольку ее развитие зависит от того, захотят ли конечные пользователи, недавно приобретавшие HD телевизоры, поменять их на 3D телевизоры. Ряд производителей сконцентрировался на разработке технологий таких телевизоров и плееров Blue Ray, и ряд вщателей (Sky Sports, Direct TV, Discovery) объявили о запуске 3D программ в этом году.
B конце марта 2010 года американская телесеть MSG осуществила живую трансляцию хоккейного матча национальной лиги, проходившего в Mэдисон Сквер Гарден, программу могли посмотреть подписчики кабельного телевидения в Нью Йорке, у которых есть 3-D телевизоры (на сегодняшнитй день такие телевизоры уже производят Panasonic и Samsung, а в июне выйдет 3-D телевизор Sony). Был также организован специальный просмотр в театре на Mэдисон Сквер, RealD предоставили поляризованный экран и поляризующие очки, для VIP посетителей в отдельном зале были установлены 42 дюймовые ЖК панели Samsung. Британская компания Sky TV запустила Sky 3D на 15000 дисплеях LG в европейских пабах и клубах для трансляции премьер лиги между Mанчестером и Челси в апреле 2010. Однако трансляция 3-D контента для домашнего просмотра не планируется до декабря.
Следует заметить, что переход на 3D телевидение для многих телезрителей вовсе не так естесвеннен, как переход на HD телевидение, поскольку ему сопутствуют некоторые неудобства: необходимость носить специальные очки, кроме того некоторые зрители жалуются на тошноту при просмотре 3D. Kроме всего прочего, очки, выпускаемые производителями совместимы с 3-D телевизорами только данного бренда, т.е очки Samsung не будут работать с телевизорами Panasonic или Sony, что означает, что посмотреть со своими очками 3-D телевизор в гостях (если там другой 3-D дисплей) не получится. Также дешевые поляризующие очки, используемые для просмотра 3-D фильмов в кинотеатрах, дома тоже работать не будут.
Дело в том, что в проекторах используется технология, по которой белый свет отражается от экрана и поляризуется очками, однако практически никто из производителей ЖК дисплеев эту технологию не использует. Tут используется технология, по которой очень быстро меняются кадры для правого и левого глаза, а очки (тоже на основе жидких кристаллов) поочередно закрывают то правый то левый глаз, так чтобы cоответствующий глаз видел только предназначенную для него картинку, небольшая разница в перспективе создает стереоскопический эффект. Большинство новых 3-D телевизоров требуют очков, которые синхронизируются с телевизором. Для синхронизации некоторые производители используют радио сигналы, но как правило используется инфракрасное излучение, кроме этого производители используют разные протоколы, поэтому очки и телевизоры разных брендов несовместимы.
Hа сегодняшний день уже встал вопрос производства универсальных очков для 3-D телевизоров, например, компания XpanD уже производит очки, с которыми можно смотреть как 3-D кино, так и телевизоры Panasonic и Vizio, они же уже работают над универсальными очками, которые будут совместимы с телевизорами всех производителей, как универсальные пульты дистанционного управления. Tакие очки первого поколения (синхронизирующиеся со всеми дисплеями, использующими излучение инфракрасного спектра для создания 3D эффекта) появятся в июне, их ориентировочная цена – 125 долларов, но они не будут работать с устройствами использующими Blue-tooth и с проекторами, универсальные очки, работающие со всеми устройствами планируют выпустить к концу декабря и их стоимость предварительно оценивается в 300 долларов.
Нужно отметить, что существут и технология производства 3-D дисплеев, которые можно смотреть без очков, однако, тут тоже есть свои неудобства. При перемене угла зрения картинка искажается. На сегодняшний день сингапурская компания Sunny Ocean Studios уже представила экспериментальный 27 дюймовый дисплей. Они используют технологию с 64 индивидуальными перспективами для каждого кадра, вместо обычных восьми или девяти, что должно значительно улучшить качество 3-D просмотра.
Таким образом, можно заключить, что судьба 3-D телевидения на ближайшее время зависит от того, какой будет спрос на оборудование для просмотра 3-D контента в домашних условиях, а также от того, удастся ли разработчикам создать универсальные очки.