Дистрибьютор телеканалов Sony объясняет, как спутниковое кодирование изменит украинский рынок Pay TV.
20 января 2020-го состоится кодирование спутникового сигнала телеканалов четырех ведущих украинских телегрупп – StarLightMedia, 1+1 media, «Медиа Группы Украина» и InterMediaGroup. Всего будет закодировано 23 украинских телеканала. Среди аргументов относительно кодирования спутникового сигнала телегруппы называли общую международную практику зарубежных телеканалов и ограниченность прав на закупленный контент на территории Украины. На Западе телеканалы обычно используют спутниковый сигнал как транспорт для провайдеров платного телевидения. В итоге, за границей не осталось ни одной крупной телегруппы с телеканалами открытого спутникового сигнала.
«Телекритика» продолжает спецпроект по кодированию спутникового сигнала украинских телегрупп. В предыдущих материалах мы ответили на самые распространенные вопросы, связанные со спутниковым кодированием, а также ознакомили с позицией телегрупп. На этот раз свое мнение о кодировании спутникового сигнала украинских развлекательных телеканалов выражает представитель международных телеканалов, которые прошли процесс спутникового кодирования еще в 90-х.
На вопросы «Телекритики» ответил украинский дистрибьютор телеканалов Sony – руководитель компании Beatmediacom Сергей Осадчий. Его компания занимается в Украине дистрибуцией трех каналов Sony Pictures Television (Sony Sci-Fi, Sony Channel и Sony Turbo). Сергей подробно объясняет, почему спутниковое кодирование является необходимостью для развития рынка платного телевидения и дает собственную оценку того, куда перейдут телезрители.
Как спутниковое кодирование может повлиять на рынок платного телевидения УкраиныСергей Осадчий
Ограниченный (кодированный) доступ к контенту – это формирование ценности продукта или необходимость рынка?
Формирование ценности – это и есть требование рынка, к тому же, для индустрии платного ТВ ограничения доступа это обязательный параметр. Но есть еще один фактор, который требует кодирования – и это не только для каналов в сегменте платного ТВ, но и для любых (особенно спутниковых) каналов, которые получают права на чужой контент. Национальные вещатели покупают лицензированный контент на территорию Украины, поэтому они обязаны контролировать свой сигнал. Насколько мне известно, первые ситуации с необходимостью ограничения доступа возникли у общенациональных каналов еще много лет назад. Например, когда СТБ начал транслировать итальянскую Серию А, их спутниковым сигналом очень заинтересовались кабельные операторы Молдовы. Позже была история, кажется в 2008-м с каналом «2+2», когда спутниковая платформа Viasat только вышла на рынок Украины и добавила этот канал в свой пакет – на основании того, что в кабеле он был бесплатным как часть «Универсальной программной услуги» . Когда «2+2» закодировал на спутнике прямую трансляцию Лиги Чемпионов, это стало реальным шоком для DTH-платформы (канал кодировал свой сигнал кодирования B**S на время трансляции матчей – ред.). Одно это событие заставило руководство платформы просматривать всю свою стратегию ведения бизнеса в Украине.
Спутниковый сигнал – это способ смотрения контента или транспорт (канал доставки) до потребителя?
Спутниковый сигнал может быть как транспортом для доставки на главные станции провайдеров, так и средством для предоставления услуг для конечного потребителя (DTH). Поэтому одни и те же каналы могут дублироваться на спутнике с различными параметрами доступа – открытым или кодированным.
Какие достижения по дистрибуции ваших каналов в мире в целом? Какой способ смотрения превалирует в европейских странах? В каких сетях его больше смотрят в Украине: кабельных, спутниковых, IPTV/OTT?
Мы, как дистрибьютор, представляем на рынке Украины компанию Sony Pictures Television Networks, которая имеет присутствие в 180 странах, где распространяет всего 90 телеканалов с совокупной аудиторией почти 2 млрд домохозяйств. В каждой стране своя специфика. Есть страны с очень высоким проникновением DTH, а есть такие как, например, Франция, где IPTV представляет более 60% всей абонбазы рынка платного ТВ страны. Или например, специфика Германии: в свое время, когда вся Европа перешла на цифровой сигнал на спутниках, для Германии каналам приходилось еще долгие годы удерживать аналоговый спутниковый сигнал, потому что консервативные немцы очень не спешили менять свои аналоговые спутниковые тюнеры.
Если говорить о присутствии каналов SPT Networks на рынке Украины, то мы фиксируем положительную динамику прежде всего в OTT – благодаря органическому росту. Тогда как в кабельных сетях основной рост происходит благодаря вхождению наших телеканалов в новые сети или в новые пакеты существующих партнеров. Также есть определенный оптимизм относительно роста DTH сегмента.
С какими трудностями вы столкнулись, когда начали дистрибуцию SPT на украинский телевизионный рынок? Чем отличается украинский рынок платного телевидения от других стран СНГ и чем похож? Какие основные тренды?
Если вспомнить первые годы присутствия в Украине международных телесетей (1999-2000), до того момента легальной дистрибуции в Украине не существовало (кроме некоторые русских каналов). Операторы только привыкали к концепции, что за ретрансляцию надо будет платить. В 1999-м я возглавил местное представительство компании Zone Vision, которая до меня в течение года пыталась начать дистрибьюцию в Украине, но так и не заключила ни одного контракта. Мне сначала в главном офисе так и сказали, мол, мы знаем, как тут у вас сложно, поэтому от тебя вообще не ждем продаж в первый год.
Сначала на переговорах приходилось слышать фразу «для нас и бесплатно ваши каналы ретранслировать – это уже дорого», однако у нас было очень крепкое портфолио брендов – Discovery, Eurosport, Hallmark, MTV, CNN и другие. И мы довольно быстро нашли свой путь к сетям . Кстати, первый наш договор был на ретрансляцию канала MTV Europe с оператором «Норма-ТВ» в Одессе.
Украинский рынок кабельного ТВ очень фрагментирован. В этом есть свои плюсы и минусы. Интересно то, что процесс консолидации и поглощения начался еще 20 лет назад, но все это время это приводило только к увеличению количества провайдеров. Что касается DTH, у нас в стране можно фиксировать антирекорды по уровню проникновения абонбазы легальных спутниковых провайдеров за более чем 10 лет работы на рынке. Можно сказать, что все эти годы DTH-платформы пытались плыть против течения.
Еще в Украине есть большие и мощные телеком-игроки – мобильные операторы, но они предыдущие годы не были полноценными участниками индустрии платного ТВ. Можно сказать, что они выступают скорее объектами этого рынка, чем субъектами. Я не говорю, что это хорошо или плохо, но это специфика Украины. В то же время, мы видим много примеров в мире, где мобильные операторы реализуют собственную стратегию развития контента и видео-продуктов. Например, Vodafone, является одним из лидеров Pay-TV в Европе и активно продвигает свои конвергентные услуги, то есть Mobile + Fixed Broadband + Video.
Феномен Франции, который я уже упоминал ранее – там большинство рынке платного ТВ представляют именно мобильные операторы. Опять же, благодаря конвергенции мобильных и фиксированных услуг, в т.ч. IPTV.
Что касается рынка контента, то по собственному опыту могу сделать определенные сравнения с Казахстаном. Ключевое отличие, с точки зрения контента, это очень большая зависимость местных операторов от российских телеканалов, что определенным образом отражается на финансовых условиях и жестким стилем переговоров с дистрибьюторами этих каналов. Местные телевещатели могут конкурировать с российскими разве что новостными блоками или прямыми трансляциями крупных спортивных событий. Кажется, что даже запрет на размещение рекламы на российских каналах не слишком помог местным каналам в конкуренции. В сегменте развлекательного ТВ и сериалов доминирует российский контент. Тогда как в Украине мы видим очень успешную историю именно украинского развлекательного ТВ.
Как, по вашему мнению, кодирование спутника в Украине повлияет на рынок и непосредственно на конечных потребителей?
На мой взгляд, кодирование спутника – это довольно компромиссное решение в общем контексте, поэтому основной эффект от его производства (в виде перетока пользователей) будут чувствовать DTH и DTT платформы. Несомненным положительным влиянием я считаю возможность изменить менталитет конечного потребителя в масштабах всей страны. Да, есть бесплатное ТВ, но оно имеет свои ограничения. Если я хочу иметь больше (больше каналов, функций, лучшее качество изображения), я должен за это платить.
Мирант Киев по материалам: /telekritika.ua/tv/kak...
|