Последний проект Pew Project for Excellence in Journalism, который проводила известная исследовательская компания США, посвящен положению дел в американских средствах массовой информации и действует отрезвляюще как на студентов, помышляющих о продолжении карьеры в журналистике, так и на тех, кто уже находится в этом бизнесе. Суть заключается в том, что этот бизнес – малоперспективен, если вы только не находитесь в Интернете, но даже и в Сети есть немало подводных камней.
Уже в первых абзацах доклада, подготовленного компанией Pew, тезисно излагается суть проблемы: · Доходы от рекламных объявлений в газетах снизились более чем на 20% в течение последних двух лет. · Двадцать процентов из журналистов, которые работали в газетах, потеряли свои рабочие места за тот же период времени. · Поступления от рекламы в прошлом году в местных телевизионных новостях сократились более чем на 5% (и это – в год президентских выборов!). · Трафик на топ-сайты новостей в прошлом году вырос более чем на 25%. · Рекламно-ориентированная модель финансирования журналистики вряд ли будет работать в будущем.
Это довольно неприятная картина, если вы работаете в журналистском бизнесе. И это отнюдь не радостная весть для тех, кто любит читать газеты (скорее всего одна из двух газет, которые традиционно получает средний американец с доставкой домой находится сейчас в печальном списке ТОП-10 СМИ, которые «загнутся», скорее всего, в течение ближайших нескольких лет).
Сам доклад представляет собой весьма интересное, но слегка удручающее чтение. В нем содержится ряд замечаний и наблюдений, которые предвещают фундаментальную перестройку способа, посредством которого люди получают новости. Из этих замечаний и наблюдений три являются наиболее важными: 1) власть над умами людей переходит от учреждения / институции (например, газеты) к отдельным, влиятельным журналистам; 2) люди все чаще хотят новости «по запросу», а не заранее запланированные (типа вечерних новостей); 3) отмечается рост важности аналитики в политической журналистике в режиме «минута за минутой».
Эти тенденции в значительной степени играют «на руку» Интернету и Интернет-журналистике. Последние две тенденции также благоприятствуют ежедневной загрузке «на полную катушку» кабельных каналов новостей, но при условии наличия этого самого кабеля. Однако в офисе, как правило, кабельного ТВ нет.
Вот почему для преобладающего большинства газет наступило нелегкое время «пораскинуть мозгами», размышляя, каким образом им перейти к Интернету. В целом же, как говорится в докладе, доходы газет от онлайнового размещения рекламы несколько снизились в 2008 году и составляют менее 10% от общих доходов печатных СМИ. Поисковые системы, такие как Google, чувствуют себя превосходно – они получают большую часть роста своих доходов от рекламы (рост почти на 15% в первые три квартала 2008 года). Местные сайты, например, веб-сайты небольших газет, ждет весьма мрачная и безрадостная перспектива.
В докладе также отмечается, что маловероятно, что новостной бизнес в будущем сможет поддерживать нынешний сбор новостей со всего мира с доходами от баннерной рекламы. Основной вывод, который можно сделать из доклада, заключается в том, что новостному бизнесу (как и бизнесу музыкальному и кинобизнесу) придется полностью пересмотреть свои бизнес-модели. Газеты, которые пытаются заблокировать поисковые системы для сохранения устаревших моделей, как это сделали в Бельгии несколько лет назад, должны осознавать, что у них будет меньше читателей и рано или поздно, но им придется выйти из бизнеса.
В любом случае, в будущем году к моменту выхода следующего доклада о ситуации в журналистике количество офлайновых изданий существенно подсократится.
|